20 лет совместной деятельности: детская экспедиция «Истоки» и национальный парк «Себежский»

В течение двадцати лет особо охраняемая природная территория Псковской области федерального значения – национальный парк «Себежский» — становится базовой площадкой для проведения детской комплексной краеведческой экспедиции-лагеря «Истоки» для школьников, проявляющих интерес к исследовательской и проектной деятельности. Организатором экспедиции является Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества. Экспедиция «Истоки» проводится как профильная двухнедельная смена для одаренных детей и проходит в форме загородного палаточного лагеря в кемпинге «Шкреды» на берегу одного из самых крупных озер парка – Нечерица.

Место для проведения экспедиции «Истоки» выбрано не случайно. Партнерские отношения давно и прочно связывают региональный центр дополнительного образования одаренных школьников и национальный парк «Себежский». Практически с самого момента образования национального парка возник взаимный интерес с целью организации интеллектуально-образовательного летнего отдыха детей. Для этого в национальном парке есть все необходимые условия: интересные для изучения природные и культурные объекты, удобные места для расположения палаточного лагеря, главное – заинтересованные, неравнодушные люди – сотрудники парка, профессионалы своего дела. Благодаря вниманию и помощи в организации и проведении экспедиции со стороны руководства и сотрудников парка, у школьников есть все необходимое для жизни в палатках: деревянные навесы, оборудованные подходы к озеру, регулярный вывоз твердых отходов, дрова для костра. В качестве почетных гостей директор парка, заместитель по научной работе принимают участие в заключительной конференции, которая традиционно завершает работу экспедиции и проходит в конце смены. Проведение экспедиции находится под личным контролем директора Парка С.М. Волкова.

В июле 2018 года состоялась двадцать первая экспедиция «Истоки». На поляне в кемпинге «Шкреды» собрались около ста участников экспедиции: школьники из Гдовского, Невельского, Печорского, Порховского, Псковского, Себежского районов Псковской области, г. Великие Луки, г.Пскова, Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, а также педагоги, вожатые, повара, медицинский работник, технические службы, служба охраны.

Целью экспедиции является привлечение школьников Псковской области и учащихся других областей к изучению территории Псковской области, имеющей научное, культурное и эстетическое значение. Задачи: сбор данных о культурных и природных памятниках; выявление объектов, представляющих экологический, эстетический, культурный интерес; определение степени сохранности объекта, его современное использование, перспективы дальнейшего изучения и др. Основные направления исследований учащихся: ботаника, зоология, гидрохимия, гидробиология, ландшафтоведение, микология, лингвоэтнография, этнография и устная история.

При организации интеллектуально-образовательного летнего отдыха детей в экспедиции «Истоки» учитываются подходы научно-практического и исследовательского обучения:

создание благоприятных условий для всестороннего развития личности и продвижения в интеллектуальном развитии;

использование научного, образовательного и природного потенциала национального парка «Себежский»;

привлечение высококвалифицированных специалистов высшей школы для работы с одаренными детьми;

воспитание коммуникативных навыков детей;

оздоровление и активный отдых детей.

Летом 2018 года школьниками под руководством ученых и специалистов Псковского государственного университета, Псковского областного института повышения квалификации работников образования, МГУ им. Ломоносова, РХТУ им. Д.И. Менделеева, ведущими педагогами было выполнено 45 исследовательских работ.

Лучшими по итогам выступления на конференции были признаны работы по изучению фауны — «Зоологические объекты на лесных автодорогах национального парка  «Себежский», авторы: Рязанцев Даниил,  г Невель, Завьялова Софья, г. Нахабинск Московской области, Воронецкая Татьяна, Себежского район; растительности, в том числе видов, подлежащих охране «Состояние ценопопуляции Горичника горного в лесах национального парка «Себежский»», автор: Базулева Маргарита, г. Псков; «Видовой состав и особенности фитоперифитона на тростнике южном озера Белое», автор: Шемякина Мария, г. Псков; водных объектов — «Общественный мониторинг некоторых водоемов национального парка «Себежский», автор: Андреева Арина, г. Псков; болот — «Роль природных и антропогенных факторов в эволюции болотных комплексов национального парка «Себежский», автор: Смирнов Даниил, г. Порхов. Среди этнографических и лингвоэтнографических работ были выделены: «Взаимоотношения местного населения с оккупантами в годы Великой Отечественной войны», автор: Груздева Анна, г. Псков; «Деятельность партизан по активизации помощи местных жителей партизанскому движению в годы Великой Отечественной войны в Себежском районе», автор Торгуд Анастасия, г. Псков; «Праздник Ивана Купалы в жизни себежан (по материалам экспедиции «Истоки» 2018 г.)», автор: Троицкая Ангелина, г. Псков.

Итогом проведенных школьниками исследований становятся оформленные материалы, которые ежегодно публикуются в сборнике статей «Материалы исследований детской комплексной краеведческой экспедиции «Истоки». Начиная с 1998 года, вышло 20 сборников, в которых было опубликовано около 600 статей.

Материалы исследований, проведенных школьниками в экспедиции, традиционно становятся основой для подготовки выступлений на научно-практических конференция, выставках и конкурсах, в том числе всероссийского и международного уровней. Проведение самостоятельных и под руководством опытных наставников полевых исследований, как в естественнонаучных, так и в гуманитарных направлениях позволяет школьникам успешно осваивать научные методы обучения, получать новые знания.

            Родители участников экспедиции высоко оценивают значимость участия детей в исследованиях:

«Моя дочь получила навыки проведения исследовательской работы, написания научных работ и их защиты, научилась взаимодействовать с научным руководителем и соавтором – эти навыки бесценны. Дети получают новые знания, учатся исследовать родной край, анализировать эти данные и применять их. Спасибо, что вы можете заинтересовать подростков! С. Торгуд, г. Псков»

 

«Экспедиция уникальна: она воспитывает творчество и интеллект, развивает нравственные качества, а также лучшие свойства души (дружбу, уважение к другим людям). Экспедиция даёт начальный навык научного осмысления проблемы (сбор и анализ источников информации, работа с доказательствами, оформление, презентация проекта). Участники развивают способность молодежи взаимодействовать в коллективе. Очень важно, что участники знакомятся с ребятами из разных городов и сёл. Экспедиция — это эффективный пример того, как объединяет  труд, созидание, талант. Экспедиция формирует не потребительское, а гражданское отношение к природе, обществу, своей Родине. А.А. Александров, г. Москва»

 

В экспедиции сильны традиции преемственности. Весь взрослый профессиональный состав лагеря – это коллектив единомышленников, молодые коллеги, выпускники ведущих вузов страны МГУ им. Ломоносова, РХТУ им. Д.И. Менделеева, Высшей школы экономики, СЗГМУ им. И.И. Мечникова, ВЛСХА  – бывшие участники экспедиции, воспитанные на ее традициях, продолжающие свою профессиональную карьеру, с основами которой познакомились в «Истоках». Программа экспедиции в 2017 году стала лауреатом Всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ для одаренных детей и талантливой молодежи.

Такой подход позволяет реализовать социализацию научно-исследовательского типа, способствует развитию и воплощению в реальные результаты интеллектуального, творческого потенциала обучающихся, в том числе, находящихся в трудной жизненной ситуации, формированию у детей ценностей и компетенций, обеспечивающих «социальный лифт» в образование и науку, повышение конкурентоспособности, социальное благополучие. Этому в немалой степени способствует совместная деятельность экспедиции «Истоки» и национального парка «Себежский».

 

И.П. Рябенко, ГБУДОПО «Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества»