Архив за месяц: Июнь 2017

Марш парков 2017 «Заповедной России 100 лет»

Апрель, май, июнь – насыщенны праздничными датами, но главное место среди них занимает «День Земли» 22 апреля и ежегодной акцией приуроченной к этому дню «Марш парков».

Марш парков (официальное название – Дни заповедников и национальных парков) – это международная крупномасштабная природоохранная акция, которая проводится ежегодно и носит общественный характер, объединяя всех неравнодушных людей вокруг идеи поддержки охраняемых природных территорий. Основной целью акции является привлечение внимания властей, средств массовой информации, коммерческих организаций, да и просто всех жителей планеты к проблемам охраняемых природных территорий, оказание им реальной практической помощи в сохранении и развитии заповедных мест, воспитание у подрастающего поколения чувства гордости за наше природное достояние и чувства ответственности за его состояние, формирование позитивного отношения населения к живой природе, в сохранении которой важную роль играют ОПТ.

Марш парков проходит во многих странах, ежегодно в нем принимают участие сотни тысяч людей в более 200 государствах, в том числе и в России.

Национальный парк «Себежский» не стал отступать от традиций и принял участие в акции:

В школах района, с/х колледже и Псковской научной областной библиотеке проведены встречи на темы «Национальный парк «Себежский» и «Экология – основа нашей жизни».

В мае в стенах Псковской научной библиотеки прошла фотовыставка «Флора и фауна национального парка».

Состоялась премьера кукольного спектакля «Мусор- враг экологии» подготовленного учащимися 5 класса Себежской средней общеобразовательной школы, педагогами школы и сотрудниками отдела экопросвещения национального парка. Первыми зрителями стали ученики вторых классов этой же школы. Ребята с удовольствием посмотрели спектакль и поучаствовали в викторине.

Кульминацией этой акции по праву можно считать «Слет друзей национального парка», который прошел в «Зеленой зоне». В слете участвовали команды Себежского Спец ПУ. Нужно отметить, что ребята ответственно подошли к слету и очень хорошо подготовились, высокие баллы полученные по результатам всех конкурсов лишнее тому подтверждение. Участники были награждены ценными призами и дипломами.

Отдел экопросвещения

Доживём до юбилея!

Вы когда–нибудь задумывались о том, до скольки лет проживете: 60, 70, 80? Если нет, – значит вы еще слишком молоды, и это все придет позже, со временем…

Помню, как к нам в школу прислали «француженку» — студентку-практикантку, молодую двадцатилетнюю девчонку, и все ребята завидовали нам, тем, у кого она вела уроки иностранного. В отличие от строгих теток, к которым все привыкли, это был свой человек, и разница в возрасте играла во взаимопонимании не последнюю роль.

А еще, однажды, меня поразила страшная мысль: какими старенькими будут мои родители, когда мне исполнится двадцать, — им стукнет 45 и 48! Это сейчас, разменяв полсотню, я смеюсь над своими детскими страхами… И мысль сейчас о другом – а буду ли я дееспособен в этом возрасте, если доживу, не стану ли обузой родным  и окружающим?! Но, к чему это все? А это присказка. Мой рассказ о человеке, которому вот-вот стукнет восемьдесят! И он еще полон энергией, — каждый день накручивает с десяток, а то и больше километров на своем велосипеде; держит в хозяйстве коз; вовсю «пашет» на приусадебном участке, в парнике; а для развлечения, в свободную минутку, ловит в местных сажалках карасей, да для души рисует маслом и акварелью небольшие картины. И зовут этого человека Елена Васильевна Михайлова.

Наша первая встреча была заочной. Случайно увиденный мною пейзаж с видом города Себежа, выставленный на продажу через посредничество музея, глянулся. Так бывает… И, хотя, при желании, в нем можно найти огрехи, мне его захотелось! Стал расспрашивать: кто да что?! Вообще-то я считаю, что человек, умеющий держать кисточку и рисовать, уже отмечен богом, той самой искоркой таланта, а обидеть художника критикой, как известно, может каждый, хотя изобразить так же дано не всякому!

А потом была встреча с многочасовой беседой про жизнь, судьбу-злодейку, творчество…

Елена Васильевна из местных. Родилась 1 августа 1937 года в деревне Барсуки Себежского района. Училась в Кузнецовской семилетке, куда, сбиваясь в группу по7-8 человек, дети топали пешком. Затем — в Опочецком педагогическом училище, где впервые серьезно увлеклась рисованием. Первое высшее получила в Ленинградском, тогда, пединституте имени А.И. Герцена – специальность «педагогика и психология», а потом был и Псковский пединститут со специальностью «русский язык и литература».

Поработала недолго, 1952 по 1956, в псковской глубинке по распределению – Новосокольнический район, Березовская, затем Скоковская семилетние школы. Вела все подряд, включая пение и физкультуру…Этот эпизод ее биографии чрезвычайно похож на сценарий фильма «Сельская учительница» (это для тех, кто видел). Сходила замуж, родила дочь Тамару, развелась…

Затем, с 1963 по 1966 работала в г. Себеже инспектором РОНО и секретарем райкома ВЛКСМ. Здесь же познакомилась с моряком-штурманом, вышла замуж и уехала за ним в соседнее государство.

С 1967 по 1992 гг. жила и работала в г. Лиепая Латвийской ССР. Родила сына. В школе-интернате преподавала русский язык и литературу, а по окончании в Риге специальных курсов – рисование и черчение. В 1975 году награждена Грамотой Министерства Просвещения Латвийской ССР, в 1982 году –нагрудным знаком  «Отличник народного просвещения Латвийской ССР».

В 1992 году ушла на заслуженную пенсию и вернулась на малую родину, в деревню Барсуки, в родительский, построенный еще до войны дом, где и проживает в настоящее время.

Первые творческие выставки Михайловой Е.В. прошли еще в начале 2000х, в клубе самодеятельных художников города Лиепая. В Себежском районе с творчеством Елены Васильевны можно было познакомиться на выставках в краеведческом музее Себежа и в поселке Идрица.

Названия работ говорят сами за себя: «Набережная в Себеже», «Вид с Себежского озера», «Горная улица», «Петровская гора», «Часовой Себежа», «Дорога к храму», «Святой источник», «Зима в деревне Барсуки» и многие другие. Есть у художницы и цветочные темы, собственно с них она и начинала, но, городские пейзажи – это, на мой, неискушенный взгляд, лучшее в ее творчестве.

Открою вам секрет: к юбилею мастера в стенах Себежского краеведческого музея готовится небольшая творческая выставка Михайловой Е.В. Приходите знакомиться со своим земляком, не пожалеете!

 

Геннадий Косенков.

О спасении птенцов

Лето – горячая пора в жизни птиц, это время хлопот по выращиванию птенцов. Ни один год у сотрудников зоопарков в этот период не обходится без приёма осиротевших птенцов. Люди приносят: скворчат, дроздят, совят и прочих. Зачастую их берут из природы из добрых побуждений, «спасая» им жизнь. На самом деле, многие из птенцов ни в каком «спасении» не нуждались. Они вовсе не потерялись в парке или в лесу, а просто сидели и ждали, когда мама с папой прилетят покормить.

У многих видов птиц птенцы покидают гнёзда, ещё не умея летать. К таким птицам можно отнести и сов. Совята оставляют гнёзда очень рано. Наиболее обычные, например, ушастые совы —  в возрасте трёх недель, ещё не умея летать. Днём они затаиваются среди древесной растительности, а с наступлением сумерек начинают кричать. Призывные сигналы птенцов служат ориентиром родителям, прилетающим с кормом.

Покинувшие гнездо совята очень симпатичны. Встретив совёнка в природе, трудно отказаться от соблазна принести пушистую «игрушку» в дом. А вскоре выясняется, что «игрушка» требует к себе большого внимания, птицу нужно кормить мясом и живым кормом, и вообще она оказывается не очень удобной в домашнем содержании, тогда от неё стараются избавиться. Так несчастные совята и другие птенцы попадают в живые уголки, зооэкзотариумы, зоопарки. Большинство из них обречено на пожизненное заточение.

Выращивание птенцов диких птиц – дело хлопотное, требующее времени, сил, определённых знаний и зачастую по силам лишь специалистам-зоологам (орнитологам). Никто кроме настоящих родителей – птиц не может создать птенцам лучших условий для роста и развития. Даже опытные специалисты не всегда могут выкормить осиротевшего птенца.

Выкармливая птенцов, взрослые птицы без устали с утра до вечера собирают корм. Подсчитано, например, что скворец приносит птенцам корм до 198 раз в сутки, ласточка – 295, большая синица – до 390 раз. А собирают они комаров, мошек, гусениц и прочих мелких беспозвоночных. Люди зачастую не в состоянии с нужной интенсивностью  и нужным кормом кормить питомца. От нарушения обмена веществ он постепенно начинает заболевать, чахнуть, угасать на глазах. Печальное это зрелище.

Животные, выращенные человеком и выпущенные на свободу, очень часто обречены на гибель. У многих видов птиц имеется настоящая программа обучения. После вылета из гнёзд выводки распадаются не сразу, родители в течение нескольких дней, а то и недель оберегая птенцов учат их самостоятельно выживать в природе: показывают как вести себя в случае опасности, кого опасаться, чем кормиться, где добывать корм,  где ночевать и прочее. Это целые курсы выживания!!!

Поэтому, в очередной раз, найдя вылетевшего из гнезда птенца-слётка, убедитесь в том, что Ваша помощь ему действительно нужна и не лучше ли оставить его там, где он был, может быть — просто подсадить повыше на ветку и поскорее покинуть место, где был найден птенец. 

Забирать из природной среды птенца можно лишь в том случае, если ему действительно нужна помощь – если он получил травму или на самом деле лишился родителей, если ему угрожает серьёзная опасность.

Если всё же произошло так, что вы подобрали птенца – обратитесь к специалистам-орнитологам с тем, чтобы они правильно определили видовую принадлежность птицы и дали рекомендации по её выращиванию.

 

Марина  Сиденко,

кандидат биологических наук, научный сотрудник национального парка «Себежский».

Фото М.Сиденко, Л.Раенко

Яндекс.Метрика